Меню сайта Б.Г. Белоголового Новости из жизни Белоголового Б.Г. Контакты Белоголового Б.Г. Портретная галерея Белоголового Б.Г. Биография Белоголового Б.Г. Произведения Белоголового Б.Г.

ПУСТЫНЯ ОТРОЧЕСТВА

- 1 -

          Новой России, в очередной раз Свободной, пятнадцатый год, возраст переходный. Бывшие советские люди, вдруг опрокинутые перестройкой из тесноты тотального коллективизма в беспредельную нэповскую единоличность, представление об окружающем имели примерно такое, как у новорожденного, да притом кесаревым сечением. Тоже и самочувствие. Да и свободу тоже. Новорожденные не улыбаются - морщатся, плачут, впадают в забытьё. Улыбаться начинают, лишь попривыкнув к новой реальности, если она благоприятна им ...
          Перестройка озвучивалась (как всякое «пере ... ») посулами максимальной благоприятности всесоюзной жизни. Рамочные стандарты глобального светлого завтра ненавязчиво преподал нам заграничный западно-восточный человек Френсис Фукуяма, своим предтечей называющий Александра Кожева, «блестящего русского эмигранта», студентами которого были знаменитые Ж.-П. Сартр и Р. Арон. Сегодня, из нашего переходного возраста, было бы поучительно вчитаться в эту архипротиворечивую статью, в её мрачные прогнозы сегодняшнего дня России, вполне сбывшиеся, но даже теоретически отрицающие его радужные либеральные построения, остающиеся лишь словесами уже третье столетие подряд.
          Упоминает Фукуяма и Горбачёва с Шеварнадзе: «Из публикаций и личных встреч я делаю однозначный вывод, что собравшаяся вокруг Горбачёва либеральная советская интеллигенция пришла к пониманию идеи конца истории за удивительно короткий срок». То есть будущие прорабы перестройки на удивление скоро оставили свою идеологию и признали: принципы либеральной демократии, как наисовершенные, лишённые внутренних противоречий, утвердятся глобально, снимая поводы глобальных конфликтов и обеспечивая всеобщее изобилие; конец истории неотвратим. Не менее удивительно, до чего их новая вера напоминает коммунизм! Только вот «общечеловеческие ценности» Горбачёва у Фукуямы именуются «общечеловеческим государством», знаменем и фундаментом которого уже сегодня стала «истинно универсальная культура потребления», желанная, конечно же, всем нормальным человекам.
          Мыслить глобально Фукуяме легко и просто: "Неважно, какие там ещё мысли приходят в голову жителям Албании или Буркина-Фасо; интересно лишь то, что можно было бы назвать общим для всего человечества идеологическим фондом". Сегодня постперестроечная Россия в очередной раз оказалась где-то между теми двумя и другими "неважными" странами... "Верхняя Вольта с ракетами",- пошучивают, вроде бы угомонясь, изобретатели ваучеров. Посему имеем возможность, отключась от глобальных разборок, обратиться бы к своим насущным нуждам и хроническим немощам, возраста ещё доперестроечного, довоенного и аж дореволюционного, начав с наследственного порока всех перестройщиков России.
          Ведь независимо от степени искренности благих заверений, горбачёвские либералы могли бы повторить хором за большим перестройщиком - Керенским: "В молодости у меня тоже сложилось своё собственное представление о России, которое не имело ничего общего ни с её настоящим, ни с её прошлым, но, как я верил, всей логикой истории должно обязательно реализоваться в будущем". Плачевные результаты деятельности мечтателей (?) Керенского и Горбачёва во многом совпадают.
          Было ли обвальное развитие событий неожиданностью для них и ближайшего их окружения?.. Не это главное. Даже будь их скрытою целью деструкция, развал страны, такие лавины щепок им нипочём бы не нарубить без участия довольно широких слоёв населения, которому ближайшие итоги перестроек всегда горьки и неожиданны, а дожить до желаемых добрых плодов далеко не всем удаётся. Да и вызревают добрые плоды далеко не всегда. Оттого Писание и гласит: совращение малых сих - грех тягчайший. Для бескорыстных мечтателей грех искупаемый, для злоумышленников - едва ли.
          Предчувствие краха западного либерализма как формы глобальнолго государственного устройства томит и его искреннего апологета Фукуяму: "Конец истории печален... Признавая неизбежность постисторического мира, я испытываю самые противоречивые чувства к цивилизации, созданной в Европе после 1945 года, с её североатлантической и азиатской ветвями. Быть может, именно эта перспектива многовековой скуки вынудит историю взять ещё один новый старт". Похоже, он искренне полагает бесспорным своё отправное утверждение: "Триумф Запада, западной идеи очевиден прежде всего потому, что у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив". А захочет ли и сможет ли "азиатская ветвь" процвесть на стволе "западной идеи", не вознамерится ли поменяться с нею местами, для начала? .. Об этом ура-либералы как-то не задумываются вслух.
          Но как бы там у них послезавтра ни сложилось, Россия переходного возраста, отвеку живущая на стыке Европы и Азии, имеет сегодня настоятельные предпосылки - взять новый исторический старт, в очередной раз.

    1     2     3     4     5     6    

НА ГЛАВНУЮ

© Тексты - Белоголовый Б.Г., дизайн сайта - Комиссарова О.Б.
Копирование материалов разрешено с письменного согласия владельцев авторских прав